Культура того времени07.06.2016Культура того времени отличалась активным утверждением всего традиционно-польского, «сарматского», будь это нравы, костюм или, якобы свойственная исключительно полякам, верность и рыцарская преданность католической религии. «Сарматизм» имел свою прочную, говоря современным языком, идейно-политическую платформу и затрагивал все стороны общественной жизни Польши того периода; так или иначе влияние его сказалось на всех сколько-нибудь значительных явлениях политической и культурной жизни, в том числе и искусстве. В тот период в польском обществе возобладала особая замкнутость, когда упорно отвергалось все иноземное, что угрожало так или иначе разрушить привычный уклад. Этот традиционализм и почти «китайское незнанье иноземцев» объяснялись множеством исторических и социальных причин, порожденных своеобразием развития шляхетской Речи Посполитой, с ее избираемым, но не наследуемым королевским престолом, самоуправлением шляхты во всех областях политической и хозяйственной жизни и многими другими моментами. В области искусства в широких шляхетских массах существовала сугубая настороженность по отношению ко всему, носящему печать культуры других стран, с иным укладом; никогда ни до, ни после Польша не была так замкнута сама в себе и так исключена из общеевропейских культурных течений, как и в период конца XVII - середины XVIII века. Все это очень сильно сказалось на искусстве, в том числе и на портрете, который теснейшим образом связан с мировоззрением, с этическим идеалом, существующим в обществе. Больше, чем какой-либо другой жанр, он мог выразить этот идеал, воплотить его в определенной форме, чем и объясняется стойкость традиционного искусства портрета, широко распространившегося среди всех слоев шляхты (главного потребителя искусства в Польше). |
// вернуться к списку
// версия для печати